Гуманные люди. Безопасные улицы. Программа стерилизации и вакцинации животных: Мы — против жестокости!
В рамках серии интервью #живойпроектФПГ Ресурсный центр гражданской активности НКО Самарской области уделяет особое внимание проектам, нацеленным на решение острых социальных проблем. Одна из таких проблем — защита животных.
Подробнее о проблемах, с которыми сталкиваются зоозащитники Самары — в интервью с руководителем Самарского Регионального благотворительного общественного фонда «Приют для бродячих собак «Хати», руководителя проекта «Гуманные люди. Безопасные улицы. Программа стерилизации и вакцинации животных» — победителя 2 конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации В.В. Путина на развитие гражданского общества, проведенного Фондом президентских грантов в 2018 году, Борисенко Еленой Александровной.
Скажите пожалуйста, когда и для чего была создана Ваша организация?
Наша организация, приют «Хати», была создана в феврале 2012 года. Деятельность благотворительного фонда имеет свою специфику. Основная задача – превратить безнадзорное животное в домашнего любимца и предотвратить появление нежелательного потомства исключительно гуманными способами. И в этом помогают разработанные и активно реализуемые нами программы. Например, «возвратная стерилизация». Не социализированные, дикие собаки и кошки проходят в приюте процедуры стерилизации, вакцинации и полной обработки от паразитов и возвращаются в среду обитания. Пристроить таких животных в семьи и адаптировать к домашней жизни крайне сложно.
Средства на эту деятельность – это краудфандинг или вы получаете какие-то гранты?
В основном мы работаем, как любой благотворительный фонд, по системе благотворительного сбора средств от неравнодушных людей – то есть да, это краудфандинг. Но пожертвований от физических лиц не хватает даже на текущую деятельность, а нам еще нужно строиться, расширяться. Выживаем за счет грантов. Например, в 2015-2017 годах получали гранты от частного грантодателя — Самарского Металлургического завода (Алкоа СМЗ, Арконик). Смогли отремонтировать вольеры, построить дополнительные помещения, обустроили домик для кошек. Сначала компания оказывала нам поддержку в виде волонтерской помощи, помогали всем коллективом в уходе за животными, в обустройстве приюта, приезжали с благотворительными акциями, привозили корма и т.д. Потом мы стали участниками объявленного предприятием конкурса, по результатам которого и выделялся грант. По такому же принципу к нам приезжала компания KFC – они тоже целый год занимались в приюте корпоративным волонтёрством, потом мы подали заявку на конкурс, и нам выделили денежный грант – это было один раз, в 2017 году.
Когда у Вас возникла идея подать заявку на конкурс президентских грантов?
Мысли такие были давно, но мы думали, что это очень сложно, и что выиграть – нереально.
Пробовали хоть раз подавать заявку на конкурс президентских грантов до 2018 года?
Нет, ни разу даже не пробовали! Запрашиваемая сумма была сравнительно небольшая в рамках нашего города и решаемой проблемы – 663 980 рублей. Это был наш первый проект, и мы его сразу выиграли. Были удивлены и конечно рады!
Опишите, пожалуйста, кратко суть Вашего сегодняшнего президентского проекта. Какие мероприятия он включает? До какого срока реализуется?
Проект реализуется до ноября 2019 года. Суть его состоит в том, что мы отлавливаем безнадзорных животных (кошек и собак) либо сами, либо с помощью опекунов, стерилизуем и прививаем от бешенства. При необходимости животные проходят лечение, чаще всего от пироплазмоза и вирусных инфекций. После всех процедур животных возвращают в прежнюю среду обитания. Многих животных удается пристроить в семьи. Если животные социализированы – устройством их дальнейшей судьбы могут заняться опекуны. Найти хозяина для обработанной, привитой и стерилизованной собаки или кошки значительно проще.
Делаете ли Вы таким «обработанным» животным какие-то опознавательные знаки?
Во время стерилизации под наркозом ветеринар отрезает кончик уха, чтобы было видно, что собака стерилизована, на ошейник вешаем жетон «приют Хати, животное стерилизовано, вакцинировано».
На какие именно услуги идут в данном случае средства гранта?
Это, прежде всего, услуги ветеринаров по стерилизации, кормление на время передержки в приюте (10 дней – собаки, 7 дней – кошки), заработная плата смотрителя. Также сметой у нас было предусмотрено приобретение «ветеринарного стола» — это специализированное оборудование для операций стоимостью почти 63 тыс. рублей. Для нас это очень важная и нужная покупка, стол можно будет использовать для работы на протяжении долгих лет.
Назовите, пожалуйста, примерный охват, количество животных, которые были обработаны в ходе реализации проекта?
Запланировано по проекту было не менее 15 животных в месяц – это получается 180 животных в год, но уже на данном этапе мы идем с опережением плана. Дело в том, что стерилизацией животных мы занимаемся на постоянной основе, не только в рамках проекта. Наряду со стерилизацией по гранту происходит стерилизация животных с помощью опекунов, которые готовы компенсировать определенные расходы.
Работа проекта пользуется огромным успехом, люди заинтересованы и охотно участвуют – кто-то привозит корма, кто-то помогает лекарствами, помогая сократить затраты и простерилизовать большее количество животных.
Жаль, что оставить животное в приюте мы не всегда можем – не хватает места. Бездомных собак и кошек – много, а вот разбирать их не спешат. Многие люди до сих пор не знают о существовании приютов, а средств на рекламу у нас не хватает.
Перенаселять приют мы тоже не можем: всегда нужны отдельные изоляторы для больных животных, для «возвратной стерилизации». Поэтому приходится после стерилизации и вакцинации выпускать таких животных на улицу. И здесь самая главная проблема – неадекватная реакция некоторых жителей города. Живет во дворе собака, простерилизовали ее, привили, пролечили, она никому не мешает! Но находятся те, кто принципиально хочет, чтобы не было никаких собак вообще. К сожалению, некоторые животные, прошедшие по программе, стали жертвами отравлений и убийств, и это очень печалит.
А были ли у Вас сложности с отчетностью, оформлением документов по президентскому гранту?
Были небольшие сложности с отправкой заявки. Видимо, из-за большого количества заявок программа «зависала» и информация не сохранялась. Но проблему удалось решить.
Когда отчитывались по первому этапу проекта, было недопонимание с нашей стороны по поводу рекламы: публикации о работе программы в наших группах социальных сетей нам не засчитали, так как мы не имеем статуса СМИ, не смотря на большое количество участников. Но нам все быстро разъяснил куратор проекта, и на втором этапе такой проблемы не возникнет.
Подавали ли Вы заявку на конкурс президентских грантов текущего года?
Пока нет. Мы хотим качественно отработать до конца этот грант, а потом уже думать о новом проекте.
Елена, я хочу Вам напомнить, что на базе нашего Ресурсного центра мы проводим еженедельные семинары для НКО, где, в том числе, учим и помогаем в написании как с отчетностью, так и с оформлением заявок на конкурс президентских грантов, разбираем ошибки, трудности, сложности, даем рекомендации, в том числе юридического характера. Вы можете поучаствовать и всегда обратится к нам за консультацией. Это бесплатно.
Хорошо, спасибо!
Елена, расскажите пожалуйста, о деятельности Вашего приюта. Как Вы пристраиваете Ваших подопечных? Проводите какие-то мероприятия?
Мы часто участвуем в выставках, ярмарках, фестивалях. Организаторы бывают разные, мы, как правило, сотрудничаем с ними и присоединяемся к таким мероприятиям, где раздаем наши информационные листовки, визитки, брошюры. Агитируем. Также у нас есть свой сайт (http://www.hati-samara.ru/ — прим.) и группы в социальных сетях, где мы размещаем фото и информацию о наших питомцах – любой может зайти, посмотреть и выбрать себе друга.
На оплату коммерческой рекламы, к сожалению, средств не хватает.
Поддерживают ли Вас местные СМИ? Есть ли какая-то помощь от областной и местной администрации?
О нас делали сюжеты телеканалы ГТРК, Самара ГИС, СКАТ. Помогали нам «пиарить» наших питомцев, рассказывали о проблемах приюта. Если говорить о помощи от администрации, то какого-либо финансирования мы не получаем. Наш «поход» за субсидиями оказался неудачным. Условия их получения оказались неприемлемыми и делали работу фонда малоэффективной.
А куда конкретно Вы обращались?
Проблему бездомных животных курирует городской Департамент благоустройства, и там есть некоторое недопонимание в силу определенного человеческого фактора. На уровне конкретных людей, которые занимаются вопросом бездомных животных, существует «непробиваемость» — причем не только мы устали «биться о стену», но и вся наша областная зоозащитная среда. Вроде бы уже год как установили стандарты на уровне федерального законодательства, устанавливающие гуманные методы обращения с безнадзорными животными, и бесполезно!
Даже были у нас такие «онлайн» семинары с Питером, где проблема эта давно решается гуманно, — на этих семинарах представители Питерской администрации, которые как раз все это организуют и имеют очень положительный опыт, пытались беседовать с представителями нашей Самарской администрации, департаментом благоустройства, рассказать о своем опыте, дать рекомендации. Ответ нашей администрации, Вы не поверите – не может такого быть. Их не убедили ни цифры, ни реальная положительная практика. В нашем регионе, к сожалению, массовое уничтожение животных продолжается.
Из нашей практики, любое животное, за очень редкими исключениями, можно пролечить, вакцинировать, стерилизовать – то есть сделать абсолютно безопасным для человека, и потом выпустить на улицу. Оно никому мешать не будет и никому не принесет вреда. Брать в приют абсолютно всех бродячих кошек и собак – на сегодняшний момент нереально, нет такого количества площадей для их содержания. Особенно если учесть, что их количество постоянно пополняется «добрыми» гражданами, выбрасывающими на улицу взрослых домашних питомцев, щенят и котят. И у нас пока, к сожалению, нет нормальной государственной системы штрафов за такие поступки, не отлажена система работы с людьми и животными на уровне законодательства и учреждений по содержанию как, например, это существует в Европе.
Еще есть очень важный момент. Нам часто звонят предприятия, в том числе и государственные, которые не знают, как решить проблему бездомных кошек и собак – это, как правило, пищевые, учебные, детские учреждения. И на таких предприятиях очень популярно потравить, отстрелить, уничтожить. Других путей они не видят. И я считаю, что в этой проблеме может помочь только администрация города. Все такие учреждения боятся контролирующих органов – Роспотребнадзор, Горветстанция. И если контролирующие органы с подачи администрации будут давать соответствующие рекомендации, указания предприятиям, службам ЖКХ, ТСЖ, администрациям рынков, охранным организациям, что нельзя уничтожать, травить животных, то есть запрещать такие действия на уровне официальных указаний вплоть до назначения за это штрафов, только тогда, наверное, прекратится. это безумие, по-другому не назвать.
Елена, спасибо Вам за интервью. Желаем Вам удачи в Вашем очень важном и нужном деле!
Спасибо Вам!
Источник статьи: "Ресурсный центр гражднской активности НКО Самарской области" - http://xn--63-1lclg.xn--p1ai/gumannye-lyudi-bezopasnye-ulicy-programma-sterilizacii-i-vakcinacii-zhivotnyx-my-protiv-zhestokosti/
Ресурсный центр гражданской активности" -